АҚМОЛА ОБЛЫСЫ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ СТЕПНОГОРСК ҚАЛАСЫ   БОЙЫНША БІЛІМ БӨЛІМІНІҢ ЖАНЫНДАҒЫ СТЕПНОГОРСК ҚАЛАСЫНЫҢ  «АРМАН» №4 БАЛАБАҚШАСЫ» МЕМЛЕКЕТТІК КОММУНАЛДЫҚ ҚАЗЫНАЛЫҚ КӘСІПОРНЫНА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ  КОММУНАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ  ДЕТСКИЙ САД № 4 «АРМАН» ГОРОДА СТЕПНОГОРСК ПРИ ОТДЕЛЕ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГОРОДУ СТЕПНОГОРСК УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

"ФОНЕМАТИКАЛЫҚ ЕСТУ ҚАБІЛЕТІНІҢ ҚАЛЫПТАСУЫ – САУАТТЫЛЫҚТЫ СӘТТІ ОҚЫТУДЫҢ БАСТЫ ШАРТЫ" логопедтің кеңесі

Вопрос о развитии у ребёнка ФС остро встаёт при обучении детей грамоте. Исследователи, занимающиеся проблемами психологической готовности детей к овладению грамотой, отмечают неумение детей шести-семилетнего возраста произвести звуковой анализ слова. Дошкольники затрудняются выделить отдельные звуки, так как воспринимают слово целиком, как звукокомплекс. Учитель-логопед перед детьми речевой группы постоянно ставит задачи звукового анализа и использует эффективные средства для решения этих задач: дидактические игры, специальный пенал по моделированию речи. Выпускники речевой группы детского сада переступают школьный порог со следующими знаниями:

первое слово в предложении и имена пишутся с большой буквы; 
в конце предложения ставится точка;
семантическое вычленение слов из фразы. Каждое слово пишется отдельно (важно для правописания приставочных глаголов (типа “написал”, “подпрыгивает”) и именных частей речи с предлогами (например: “на озере”, “под голубыми”); 
умение делить слова на слоги сыграет свою положительную роль при отражении слоговой структуры на письме, при переносе части слова на следующую строку;  
ребенок не “потеряет” ни одной буквы при чтении и письме, т.к. он приучен выделять в слове все звуки: от первого до последнего; фонематическое восприятие поможет ребенку сделать правильный выбор среди смешиваемых звуков в словах типа: “железо”, “шоссе”, “календарь” и др.
Учителю начальных классов при оценке знаний большую сложность представляет учёт ошибок, связанных с фонетико-фонематическими нарушениями.
Стержнем большинства затруднений учащихся при письме является недостаточная сформированность ФС. Это проявляется в акустических ошибках. Если дети на письме смешивают те звуки, которые они неправильно произносят, то на первом году обучения учитель относит их к негрубым специфическим ошибкам (за эти ошибки оценка не снижается). Однако смешение звонких-глухих в слове “дуб” – “дуп” является грубой орфографической ошибкой. Все ошибки, объясняющиеся незнанием орфографических правил, относятся к грубым.
Специфическое нарушение звуко-буквенного состава слов:
1. Смешение звуков:
звонких согласных с глухими (“6лакала”– плакала, “крафин”– графин);
твердых согласных с мягкими (“потерала”– потеряла, “ягоди”– ягоды, “синая” – синяя);
свистящих согласных с шипящими ( “чаши” – часы, “пирозное” – пирожное, “какели” – качели);
аффрикат [ ц, ч ] с составляющими их звуками [ т + с, т + ш] (“вселился” – вцепился, “светы” – цветы); [с] и [ з] со звуками [т] и [ д ] (“кратит” – красит, “кординка” – корзинка).
2. Пропуск звуков при стечении нескольких согласных (“латочка” – ласточка, “оманул” – обманул) .
3. Перестановка и включение отдельных звуков ( “наушинки” – наушники, “каторная” – картонная, “простнулась” – проснулась;.
4. Пропуски безударных частей слова (“метает” – подметает, “сматривает” – подсматривает, “дети учат (учатся) в школе”.
Развитый ФС является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому ранняя диагностика сформированности ФС является необходимой для своевременного преодоления его недоразвития.
Желаю творческих успехов в коррекционной работе с детьми, страдающими недоразвитием фонематического слуха!
Жаңартылған күні: 04.04.2024 10:37
Құрылған күні: 16.04.2024 10:21

Текст