Значение музыки в экологическом воспитании.
Воспитание чувств у детей является одной из наиболее важных педагогических задач, не менее
важной, чем развитие умственных способностей. От чувств и эмоций зависит отношение ребенка к окружающему миру.
“Годы детства – это прежде всего воспитание сердца” (В. Сухомлинский).
Экологическое воспитание дошкольников без “воспитания сердца” невозможно.
На помощь здесь приходит музыка. Музыка способна зажечь в сердцах детей высшие человеческие чувства. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее.
Дети должны слушать красивую музыку. Это породит красоту человеческого духа, человеческих
чувств, мыслей. Да и сама музыка рождается благодаря великой природе.
Доказательством этого может послужить высказывание великого немецкого композитора Бетховена: “Вы меня спросите, откуда я беру свои идеи?
- Я улавливаю их на лоне природы, в лесу, на прогулках, в тиши ночи, ранним утром, возбужденный
настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, бушуют, пока не встанут предо мной в виде нот”.
Чтобы более полноиспользовать музыку в экологическом воспитании, необходима продуманная система
обучения и воспитания, а также создание условий, учитывающих возрастную психологию и педагогику.
Формы работы с детьми.
Музыкальные занятия
Разные виды музыкальных занятий:
комплексные, тематические, интегрированные, доминантные, обычные.
При организации занятий важно учитывать следующие моменты:
1. Познание объекта природы начинается с наблюдения, которое проводит воспитатель. Затем эти наблюдения дополняются прослушиванием музыки, художественным словом, картинами, образными движениями (“Падают снежинки”, “Дует ветерок”).
2. Таким образом, музыка выступает как эмоциональный помощник, дополняет, уточняет увиденное детьми.
3. Необходимо обращаться к одной и той же теме несколько раз. Это способствует развитию детского внимания и сохранению устойчивого интереса к одной теме. Сформировать внимательность у детей за один раз невозможно.
Здесь, на мой взгляд, была удобна программа «Балбөбек», которая делилась на 6 основных тем. Затем они последовательно повторялись и, в процессе заучивания и повторения складывалась твердое понятие конкретной темы.
4. Сезонные явления в природе ярче, образнее воспринимаются на музыкальных занятиях.
5. Слушание музыки и стихов о природе – полезные элементы экологического воспитания ребенка. Дети более эмоциональны, чем рациональны, а музыка и поэтическое слово непосредственно воздействуют на
их эмоции. Следовательно, при помощи музыки маленькому человечку легче объяснить, что все растущее и движущееся вокруг нас – живое, требующее к себе бережное отношение.
6. Весь материал должен быть доступен детскому пониманию и усложняться постепенно.
7. Экологические музыкальные занятия представляют собой совместную деятельность воспитателя, методиста, преподавателя изо, инструктора по физвоспитанию и музыкального руководителя.
8. Музыкальное воспитание - средство развития потенциальных возможностей детей.
9. Поэтому, разные виды музыкальной деятельности, могут в интегрированной форме введены в другие занятия, другие виды детской познавательной деятельности, направленной на формирование ЭС.
Не так давно, а именно на осеннюю тематику, как одна из форм проведения тематических
развлечений, были проведены комплексные занятия, на которых соединилась музыка и аппликация.
Которые, кстати, очень нравятся детям, как все новое и необычное.
В большинстве случаев музыка используется на других занятиях в виде слушания, поэтому
рассмотрим данный вид музыкальной деятельности подробнее.
У дошкольников преимущественно развито наглядно-образное мышление, непроизвольное по характеру
и мало по объему запоминания с неустойчивым вниманием.
Поэтому наряду со слушанием музыки нужно использовать другие виды деятельности, что составляет
основу комплексных занятий по принципу тематики.
Мы тоже слушаем музыку на занятиях. Это один из видов музыкальной деятельности.И, используя игровые приемы, я пытаюсь добиться от детей полноценной отдачи.
К сожалению, с каждым годом это становится сделать все труднее и труднее.
Дети разучились мечтать. Они не слышат и не видят в музыке шорох листьев, дуновение ветра, сказочную метель и т . д.
Но не все так плохо. Радует, что все же в каждой группе, в каждом детском коллективе все же всегда встречаются дети, которые откликаются на «природную» музыку. И всегда могут в «волшебном музыкальном сне» увидеть для себя необычное, а главное могут это высказать.
Вариативность:
слушание – движение
слушание – игра
слушание – пение
слушание – детскийоркестр
слушание –рисование
слушание – рассказ
слушание –наблюдение
слушание – стихи
слушание –творчество детей
слушание – труд вприроде
Создавая настрой на слушание, общение с детьми должно быть доброжелательным. Необходимо
проявлять интерес и уделять внимание индивидуальной интерпретации музыки.
“Слово о музыке” должно быть продумано, деликатно. Оно должно нести информацию, быть кратким, ярким, образным.
Если глаза ребенка “потухли” следует завершить слушание музыки, перейти к другому виду деятельности, ведь только так можно поддерживать устойчивый интерес дошкольника.
Праздники и развлечения.
Значение праздников и развлечений, как форм экологического воспитания, трудно переоценить.
Как показывают многие исследования, гармоничное становление личности ребенка невозможно без
эмоционального отношения к окружающему миру. Для того, чтобы преодолеть расхождения между знаниями детей моральных норм и их реальным поведением, необходимо, чтобы возникло не только понимание той или иной ситуации, но и положительное отношение к событию.
Эмоциональное развитие, “воспитание чувств” детей осуществляется под воздействием взрослых,
которые задают ребенку эталон эмоционального отношения к природе.
Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу
личности ребенка. На чувства детей в комплексе оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д.
Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важным в таких праздниках является не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр и загадок о природе, сколько включенность детей в переживание событий, осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.
По ходу сказки, отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств,
сочувствия, острое желание помочь героям, решить возникшую проблемную ситуацию.
Проживание ребенком событий является основой для последующего выбора правильных способов
поведения в аналогичных ситуациях.
На праздниках ребенок действует в коллективе сверстников. Здесь он проявляет свои способности, само утверждается, совершает поступки в соответствии с нравственными эталонами.
Эмоциональная окраска всего происходящего делает эти знания более долговременными.
Хочется отметить, что праздник -это общение и детей и взрослых, светлое, радостное, очень
эмоциональное общение, где все участники приобщены к действию.
Конечно, такие праздники мы проводим больше в летний период. К этому располагает время долгого летнего отдыха от организованной учебной деятельности.
Много развлечений, праздников на улице, что само располагает к использованию данной тематики.
Однако, и в течении учебного процессе мы тоже находили место таким праздникам. Например «День птиц».
Когда все значимо, после окончания праздника, шли вешать скворечники, чтобы помочь скворцам, которые, в свою очередь, помогут потом деревьям.
И привлекали родителей. И родители, кстати сказать, откликались на просьбу.
И делали скворечники. А потом их мы и устанавливали на деревьях.
И ведь скворцы в них селятся до сих пор!
4. Работа с родителями.
Учитывая тот факт, что родители являются основным авторитетом для ребенка, необходимо сделать их
своими союзниками и единомышленниками, способными оказать неоценимую помощь в процессе экологического воспитания.
В детском саду собран опыт работы с родителями по совместному экологическому воспитанию детей.
1. Привлечение родителей к созданию костюмов животных и насекомых к экологическим сказкам.
2. Проведение экологических развлечений.
3. Выступления на родительских собраниях.
4. Поделки из природного материала.
5. Выступление родителей на празднике.
Эффективной формой работы с родителями является праздник.
Необходимо отметить, что педагог должен показывать личный пример родителям, профессиональную заинтересованность, доброжелательность и тактичность, одинаково искреннее отношение ко всем присутствующим. Также педагог должен заранее продумывать свое поведение с трудными детьми, вместе с дошкольниками приготовить приглашения для родителей, во время праздника чаще хвалить детей и
их родителей, дарить им грамоты, значки за достижения. После проведения праздников рекомендуется проводить совместные обсуждения с целью накопления опыта.
Заключение.
Музыка занимает значительное место в методике экологического воспитания.
Формы и методы работы с детьми по формированию у детей экологического сознания разнообразны,
однако они будут намного эффективнее, если будут подкреплены яркими, положительными чувствами, которые вносит музыка.
Душа ребенка как растение: упадет в землю семечко, прольется дождик, пригреет солнышко и семечко
проросло .