Организация и проведение подвижных игр в летний период
Игра – непременный спутник детства. Игра заменяет детям труд. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков. Но среди всего многообразия игр следует выделить подвижные игры.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Требования, которым надо руководствоваться при отборе подвижной игры на воздухе в летний период, это ориентировка на особенности их содержания, соответствие игровых действий времени года, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, их возможностям в познании нового. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом. В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким и точным. Большое значение при этом имеет интонация.
Объяснение игры для детей младшего возраста часто сопровождается показом: как прыгает зайчик, как летает птичка. Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. В работе с малышами рекомендуется использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям какое движение и как надо выполнить: служат также сигналами для начала и окончания; подсказывает ритм и темп, и заменяет в игре правила (игры «По ровненькой дорожке», «Огуречик, огуречик…»). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и детям старшего дошкольного возраста, причём слова произносятся хором. Вместе с тем произнесение слов – это отдых после интенсивных движений. Чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог.
К четырем годам у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, воспитатель усложняет условия проведения игры; увеличивает расстояние для бега, метания; подбирает игры, упражняющие в ловкости, смелости, выдержке. В средней группе воспитатель уже распределяет роли среди детей. Роль ведущего поначалу поручается детям, которые могут с ней справиться. В средней группе широко используются сюжетные игры типа: «Кот и мыши», «Котята и щенята» и др., несюжетные игры: «Найди себе пару», «Чьё звено быстрее соберется?» и др.
При проведении подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста сначала называется игра, затем объясняется последовательность игровых действий, распределяются роли, если игра сюжетная, указывается местоположение детей на игровой площадке и игровых атрибутов, если таковые имеются, и выделяются правила.
Движения детей 5-6 лет отличаются большей координированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и не сюжетными играми широко используются игры с элементами соревнования.
Подвижная игра в летний период на свежем воздухе - основная форма двигательной активности.
Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна. Но так как эти игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко, увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться, переутомляться. Поэтому игры с высокой двигательной активностью необходимо сочетать с более спокойными видами деятельности. Летом появляются большие возможности для игровых упражнений с мячом, скакалками, обручами, игровых заданий с бегом. На площадке меньше пространственных ограничений, что обеспечивает большую свободу в действиях детей, позволяет значительно улучшить технику выполняемых упражнений и в целом повысить физическую подготовленность дошкольников. Немалую роль играет и оздоровительный эффект, обеспечиваемый при проведении игровых упражнений и подвижных игр на свежем воздухе.
Для детей старшего дошкольного возраста в летний период на игровой площадке эффективны разнообразные игры с мячом («Вышибалы», «Штандер», «Ловишки с мячом» и др.) народные игры, игры – забавы.
Памятка организации подвижных игр
Не стоит забывать о подведении итогов игры.